Главная Новости Контакты  

 

Главная \ Услуги \ ...

Как своевременно выявить отклонения в речевом развитии вашего малыша?

Уважаемые родители, предлагаем Вам познакомится с советами опытного логопедаДетского центра «Улыбка», которые помогут Вам своевременно выявить отклонения в речевом развитии вашего малыша.

В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Очень широкий круг специалистов занимается данным вопросом, печатается масса новых методов, предлагается много новых методик, возрастают возможности инновационных технологий.

И все-таки возникает вопрос к родителям “неговорящих” детей:- Где же Вы были до 3-х, 4-х, а то и до 5-ти лет? В ответ на эторастерянные мамы, бабушки и иногда папы отвечают:- Мы приходили и в год, и в два, и в три, а нам сказал логопед, что дочетырех выговорится, а если нет – приходите.

Да, соглашаюсь: выявить отклонения, правильно диагностировать и преодолеть их в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание процесса, закономерностей становления детской речи в норме и патологии, знания строения и функций всего речевого аппарата и многое другое.

Так что же должно насторожить родителей прежде всего?

Давайте попробуем разобраться вместе!

Итак, рассмотрим медицинский подход к проблеме. Различные неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития, во время родов (родовая травма, асфиксия, гипоксия), а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к общему речевому недоразвитию. Механизмы речи связаны с деятельностью мозга, иерархической по своему строению, поэтому наиболее тяжелые поражения происходят под влиянием инфекций, интоксикаций, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, заболевания центральной нервной системыи травмы мозга в первые годы жизни ребенка.

В настоящее время к перечисленным вышенеблагоприятным воздействиямдобавились употребление алкоголя, никотина, наркотиков во время беременности. Это приводит к тяжелым нарушениям физического и нервно-психического развития ребенка.

Большая роль в возникновении речевых нарушений принадлежит также генетическим факторам. На основании этих данных можно сделать вывод о сложности и полиформизме факторов, вызывающих общее недоразвитие речи.

Ранняя диагностика отклонений довербального и вербального поведения проводится в рамках комплексного обследования ребенка. Уже в первые месяцы жизни можно обнаружить признаки отставания психомоторного развития, общее беспокойство, нарушение сна, соматическую ослабленность. Своевременное выявление таких отклонений и проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка.

Родители должны хорошо представлять основные закономерности довербального и раннего вербального развития. Маме следует знать о влиянии эмоционального общения с ребенком на становление его речи. Мамочки, общайтесь со своими малышами, чаще улыбайтесь и пойте им песенки!

Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, дяди и тети: приведенные ниже таблицы – Ваш надежный помощник , который дает Вам возможность задуматьсяи принять соответствующие меры.

Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития

Возраст (месяцы)

Основные показатели довербального и вербального развития

1

Реакция сосредоточения на речевом общении с ребенком

2

Улыбка при общении

3

Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление

4

Дифференциация комплекса оживления, смех

5

Дифференциация направления звука, певучее гуление

6

Лепет

7

Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик- вызванная реакция

8

Реакция на незнакомое лицо, повторение отдельных слогов ба-ба, па-па и т.п.

9

Общение с помощью жестов, игра в “ладушки”

10

Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослыми, использование 1-2 “лепетных” слов, понятных при соотнесении с ситуацией

11

Использование 3-х “лепетных” слов в соответствиис ситуацией

12

Использование 3-4 “лепетных “слов” в соответствиис ситуацией; понимание простой инструкции, дополняемой жестом

15

Словарный запас 6 слов, понимание простой инструкции без жеста

18

Демонстрацияодной из частей тела, словарный запас 7-20 слов

21

Демонстрациятрех частей тела, использование фраз из 2-х слов, словарный запас 20 слов

24

Демонстрацияпяти частей тела, имеет словарный запас 50 слов, понимает 2-х этапную инструкцию, неадекватно использует местоимения “я”, “ты”, “мне”; предложения строит из 2-х слов

30

Адекватно использует местоимения “я”, “ты”, “мне”, повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие “один”

36

Словарный запас 250 слов; использует предложения из 3-х слов, овладевает множественным числом существительных и глаголов; называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа “положи кубик под стол”, “положи кубик в коробку”.

Обследование детей проводится в динамике. Дети, отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска. Ребенок, непользующийся фразовой речью к 30-му месяцу жизни, должен быть обязательно проконсультирован врачом(детским невропатологом или психоневрологом), а также логопедом.

Следует знать, что до того, как ребенок научится произносить первые слова, он должен понимать обращенную речь.

Шкала оценки понимания речи

I уровень (3-6 мес.)

Прислушивание к голосу взрослого, адекватное реагирование на интонацию, узнает знакомые голоса

II уровень (6-10 мес.)

Понимание отдельных инструкций и подчинение некоторым словесным командам (“поцелуй маму”, “где папа?”, “дай ручку”, “нельзя” и т.д.)

III уровень (10-18 мес.)

Пониманиеназваний отдельных предметов (10-12 мес.), узвание их изображений (12-14 мес.), узнавание их на сюжетных картинках (15 – 18 мес.)

IV уровень (18-30 мес.)

Пониманиеобозначения действий в различных ситуациях (“покажи”, “кто сидит?”, “кто спит?”), двухступенчатую инструкцию (“пойди в кухню и принеси чашку”), значение предлогов привычной конкретной ситуации (“на чем ты сидишь?”). Можетустанавливать причинно-следственную связь.

V уровень (30-36 мес.)

Пониманиепрочитанных коротких рассказов и сказок с зрительной опорой и без нее.

VI уровень (4 года)

Пониманиесложноподчиненных предложений, значений предлогов вне конкретной, привычной ситуации

С уверенностью могу сказать, что с такими знаниями Вы сделаете правильный выбор, сможете настоять на консультации врача и коррекционной работе.И уж если Вас снова не услышат – Бог с нами, логопедами – обратитесь к другому специалисту!

Жилина Алла Павловна

Будем рады видеть Вас и малышей на занятиях в детском клубе «Улыбка»!

Главная | Новости | Контакты